Darcars.ru

Автомобильный Портал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Boravood › Блог › Бортовой компьютер — надежный помощник автолюбителя

boravood › Блог › Бортовой компьютер — надежный помощник автолюбителя

В необходимости бортового компьютера в машине современному автолюбителю сомневаться больше не приходится. Наверняка большинство владельцев автомобиля, даже не вдаваясь в длительные споры, сойдутся в однозначном мнении о его нужности и полезности. Недаром ведущие мировые производители автомобилей давно используют бортовой компьютер уже в базовой комплектации машины. Это относится как к дорогим моделям автомобилей, так и к бюджетным иномаркам. Не отстает от них в этом вопросе и отечественный автопром, комплектуя российские автомобили бортовым компьютером, способным существенно облегчить жизнь автолюбителя и сделать процесс эксплуатации машины более приятным и простым.

Современный уровень развития компьютерных технологий, дает нам, в том числе и возможность внедрения их в такое чудо технической мысли, как автомобиль, предоставляя при этом автолюбителю выбор из множества моделей компьютеров, обладающих различными функциональными способностями.
Иметь бортовой компьютер или нет, зависит, естественно, в первую очередь от желания автолюбителя. Определиться же с решением о его приобретении, да и с выбором конкретной модели, поможет знание тех функций, которые современный бортовой компьютер способен выполнять, тех преимуществах, которые дает автолюбителю его использование. В первую очередь бортовой компьютер делает процесс управления автомобилем более информативным.

Говоря об информативности, прежде всего следует упомянуть о весьма полезной способности бортового компьютера наглядно сообщать водителю так называемые мгновенные параметры состояния автомобиля в заданный момент времени. К числу таковых относятся не только традиционные дата, время и температура за бортом.

Современный бортовой компьютер получает информацию от различного рода датчиков, установленных в автомобиле как в качестве штатных, так и дополнительно, а анализируя полученную информацию, он сообщает ее автолюбителю, позволяя ему своевременно реагировать на изменение обстановки и параметров работы машины.

Бортовой компьютер дает возможность автолюбителю получить объективные данные о скорости движения, количестве топлива в баке, температуре двигателя, напряжении в электрической сети автомобиля, температуру внутри и вне салона, точные обороты двигателя.

Преимущество современного бортового компьютера по сравнению с традиционным спидометром, тахометром и иными элементами панели приборов состоит в том, что он дает водителю наиболее точные данные, тогда как штатные приборы обладают значительной долей погрешности. Особенно актуально это преимущество в отношении показаний температуры двигателя и реальной скорости машины.

Бортовой компьютер является надежным помощником автолюбителя, поскольку способен дать ему объективную информацию о расходе топлива на 100 км пути, количестве израсходованного бензина и пройденном расстоянии за определенное время движения.

Анализируя данные, полученные во время движения машины, компьютер подскажет автолюбителю, можно ли проехать заданное расстояние на имеющемся запасе топлива или лучше все-таки посетить заправку. Более того, бортовой компьютер подскажет водителю наиболее оптимальную с точки зрения экономии скорость движения, а также сообщит о средней скорости автомобиля за пройденный отрезок пути.

Грубо говоря, современные бортовые компьютеры, таким образом, помогают автолюбителю точно планировать время, скорость движения и запас топлива на преодоление пути из пункта А в пункт Б. Кроме того, они смогут вовремя сообщить ему о той или иной неисправности автомобиля, предотвращая тем самым поломку и затраты на существенный ремонт.

Соответствующий звуковой сигнал, дублируемый световой индикацией, сообщит водителю о возможном перегреве двигателя и не допустит его выхода из строя из-за поломки системы охлаждения. Учитывая, что на показания датчика температуры автолюбитель обычно редко обращает внимание, такая функция компьютера является очень полезной. Именно бортовой компьютер способен предотвратить разрядку аккумулятора, закипание охлаждающей жидкости и т.п., вовремя сообщая водителю соответствующие параметры и буквально «крича» о надвигающейся опасности.

Забывчивому автолюбителю бортовой компьютер подскажет время замены масла, прохождения очередного ТО, и даже о необходимости заправить автомобиль для намеченной поездки.

Современный бортовой компьютер способен самостоятельно вмешаться в работу двигателя при возникновении той или иной его неисправности, не позволяя тем самым возложить на двигатель чрезмерные нагрузки. Перед началом поездки от своего компьютера водитель получает информацию о результатах диагностики двигателя, инжектора иных систем автомобиля, подскажет наличие неисправности.

Подобные преимущества по сравнению с обычными приборами автомобиля, несомненно, говорят о его важной роли в процессе эксплуатации машины, а доступность выводимой информации существенно упрощает жизнь любому автолюбителю.

В зависимости от моделей бортового компьютера, которые предлагаются современным производителем, он способен выполнять те или иные функции, необходимость которых определяется автолюбителем исходя из личных предпочтений и финансовых возможностей.

Особо «продвинутые» компьютеры могут сообщать автолюбителю необходимые параметры посредством голоса, а также имеют возможность подключения их к иным, не менее полезным устройствам, таким как парктроник, круиз контроль и т.п.

Способность выбора типа дисплея и его размера дают возможность автолюбителю приобрести наиболее приемлемый и удобный для себя вариант, в том числе исходя из соотношения цена-качество. Дисплей может быть как цифровым, в том числе иметь несколько разрядов, так и жидкокристаллическим.
Что особенно актуально для автолюбителя, некоторые модели бортовых компьютеров способны отслеживать качество заправляемого бензина и сообщать автолюбителю о «левом» топливе, тем самым, рекомендуя не использовать в дальнейшем услуги данной АЗС.

Большинство компьютеров для автомобиля, предлагаемых к продаже, имеют простое универсальное крепление, а значит, могут быть установлены в машине в любом удобном для водителя месте. Оригинальный дизайн бортового компьютера позволяет ему удачно вписаться в интерьер салона практически любого автомобиля, а в некоторых случаях даже дополнить его.

Таким образом, современный бортовой компьютер в автомобиле становится незаменимым помощником автолюбителя, позволяя сделать любую поездку комфортнее, экономичнее и что самое главное безопаснее, вовремя предупреждая водителя о возможных неисправностях и их причинах.

Что такое и как работает бортовой компьютер автомобиля

Не так давно бортовой компьютер автомобиля считался роскошью. Сейчас это привычный и незаменимый атрибут любого современного авто. Он предупреждает водителя о различных неполадках, информирует о рабочих параметрах и многом другом.

  1. Функции бортового компьютера
  2. Виды БК
  3. Универсальный
  4. Маршрутный
  5. Сервисный
  6. Управляющий
  7. Как считает расхода топлива
  8. Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля

Функции бортового компьютера

Современный автомобиль «нашпигован» различной электроникой, системами и датчиками. Уследить за всем водителю самостоятельно трудно. Именно в этом и заключается основная роль бортового компьютера (БК) – контролировать работу основных систем в автомобиле и вовремя сообщать необходимую информацию водителю. Как правило, результаты отображаются на мониторе.

Штатный бортовой компьютер обычно устанавливается на приборной панели или на передней консоли. В бюджетных вариантах это небольшой, монохромный экран, в более дорогих версиях используется цветной ЖК-дисплей.

Бортовой компьютер автомобиля

Управление бортовым компьютером может осуществляться либо через собственный блок, либо оно может быть интегрировано с информационно-развлекательной системой.

Возможности БК во многом зависят от модели. Компьютер может представлять следующие данные:

  • текущий расход топлива, а также средний расход и запас хода в километрах;
  • время в пути, общий и текущий пробег;
  • управление режимами и настройками движения, если такая функция предусмотрена производителем;
  • заданный маршрут поездки (навигатор);
  • неисправности различных систем автомобиля.

При какой-либо неисправности простой штатный контролер обычно показывает сигнал «check engine» и выдает код ошибки. Расшифровку кода ошибки нужно искать в руководстве по эксплуатации или обращаться в сервисный центр для диагностики. В любом случае, игнорировать такие сообщения от БК не стоит.

Функции бортового компьютера

В более дорогих версиях возможности БК куда шире. Он может запоминать индивидуальные параметры водителя. Например, положение сидений, стиль вождения. Также БК выдает рекомендации по оптимальному стилю вождения на определенном участке маршрута для экономии топлива.

Виды БК

БК разделяют по назначению и функциональности. Учитывается направленность предоставленной информации. Таким образом, их можно разделить на следующие виды:

  • универсальные;
  • маршрутные;
  • сервисные;
  • управляющие.

Универсальный

Отличие универсального БК – это многофункциональность. Такие компьютеры приобретаются отдельно и подключаются в диагностический разъем автомобиля. Управление происходит через сенсорный дисплей или пульт. В функционал может входить следующее:

  • навигация через спутник;
  • развлекательная система (телевизор, DVD, вся мультимедиа);
  • предоставление информации о параметрах поездки (расход топлива и т.д.);
  • расшифровка кодов ошибок от системного бортового компьютера;
  • контроль работы парктроников и других датчиков, камера заднего вида.

Маршрутный

Маршрутный компьютер может устанавливаться как отдельно, так и быть штатной системой. Его основная задача – это показывать данные о поездке:

  • скорость;
  • расход топлива;
  • маршрут (навигатор);
  • продолжительность пути и другое.

Сервисный

Сервисный БК также называется «диагностическим». Этот вид автокомпьютера относится к штатным и позволяет диагностировать и выявлять различные неполадки. В его функции входит:

  • диагностирование работы двигателя;
  • состояние масла в двигателе и других системах (давление, температура);
  • состояние тормозной системы (износ тормозных колодок, тормозная жидкость);
  • проверка электрической цепи авто (заряд АКБ, короткое замыкание).

Коды ошибок хранятся в памяти компьютера. Для их считывания в сервисных центрах производится диагностика специальным устройством.

Управляющий

Управляющий автокомпьютер устанавливается на автомобилях с инжекторными и дизельными моторами. Это основной блок в системном управлении автомобиля. Имеет сложный функционал и может управлять следующими системами:

  • зажиганием;
  • форсунками;
  • настройкой автоматической коробки передач;
  • режимами движения (спорт, эко, стандарт и другие);
  • климат-контролем;
  • напряжением в электрической цепи.

Сервисный БК

Как считает расхода топлива

Многих водителей интересует работа БК в автомобиле и точность предоставляемых им данных. При исправных системах прибор показывает достаточно точные данные.

Расход топлива вычисляется по интервалу открытия и закрытия форсунок. Это микросекунды. При нажатии на газ интервал увеличивается и подается больше горючего. Компьютер берет в расчет пропускную способность форсунок, которая точно известна. Также важно состояние бензонасоса и фильтра. Исходя из этих данных, БК показывает средний и текущий расход при заданной скорости. Зная объем топлива в бензобаке и его расход, компьютер без труда определяет оставшееся расстояние поездки. По похожему принципу рассчитываются и многие другие параметры (масло, давление). Данные могут не совпадать, если какая-то из систем неисправна. Например, забиты форсунки или сбились настройки. Даже использование нестандартной резины может существенно повлиять на результат.

Как «обнулить» бортовой компьютер автомобиля

Иногда необходимо стереть данные о прошлых ошибках и обновить работу БК. «Обнуление мозгов» приводит компьютер в нормальный режим работы. Сделать это несложно. Нужно снять минусовую клемму с аккумулятора и подождать 3-5 минут. Затем снова подключить батарею. Далее «обнуленный» БК должен собрать рабочую информацию о состоянии авто. Рекомендуется также совершить поездку в разных стилях вождения. Так БК будет работать более корректно.

Бортовой компьютер – это полезная и необходимая вещь в современном автомобиле. Он помогает водителю выбрать оптимальный стиль вождения, предупреждает о поломках и ошибках. Это не только сэкономит время и деньги на возможный ремонт, но и повысит безопасность водителя и пассажиров.

Как пользоваться бортовым компьютером? Советы и рекомендации

Совсем непраздные вопросы на тему, как пользоваться бортовым компьютером, могут возникать даже у бывалых водителей-профессионалов, проведших большую часть жизни за баранкой. И стесняться тут не надо!

Еще каких-нибудь 35-40 лет назад огромные ЭВМ в НИИ (электронно-вычислительные машины-компьютеры в научно-исследовательских институтах, для тех, кто плохо понимает, о чем речь) занимали площади, соразмерные целым квартирам. А небезызвестный Билл Гейтс, уже чуть позже, говорил, что в будущем персональный компьютер сможет поместиться в одной только комнате!

Содержание

  • Жизненная необходимость
  • Выбираем и покупаем
  • Комплектующие
  • Дальнейшие шаги: установка
  • Настройка

Как пользоваться бортовым компьютером? Как его правильно устанавливать и настраивать? Дело довольно несложное, особенно, если есть русскоязычная инструкция или мастер, разбирающийся в вопросе, под рукой. А если нет? Попробуем и самостоятельно разобраться в этом.

Жизненная необходимость

Современный «бортовик» (компьютер, устанавливаемый в автомобиль, он же: бортовой компьютер) сегодня, в век всеобщей компьютеризации – вещь просто необходимая и удобная. Он производит постоянное слежение за самочувствием вашей машинки в дороге. Особенно, это крайне необходимо во время дальних переездов. На авто последних лет в полный комплект он обязательно входит, что называется, по умолчанию.

Но что делать, если в базовой комплектации вашей машины, только что купленной, он не предусмотрен? А тем более, если машинка «видала виды», но вы ее хотите модернизировать: пускай, мол, еще побегает, родимая?

Выбираем и покупаем

В наше время многие владельцы подобных авто устанавливают съемный бортовой компьютер, что является оптимальным решением сразу нескольких проблем. Конечно же, можно его выстроить и на СТО, где есть компьютерщик. Но данная процедура выльется в немалую сумму. К тому же, если у вас бюджетный автомобиль, то не стоит покупать слишком дорогую аппаратуру. Достаточно будет обойтись простыми функциональными моделями, поддерживающими основные параметры.

По оценкам специалистов, слишком сложные функции супер навороченной системы используются, как правило, 10-15-ю процентами автовладельцев, любителей новшеств. В топе – основные параметры, реально помогающие улучшить процесс вождения в различных режимах.

Комплектующие

Обычно бортовой компьютер включает в себя монитор, процессор, соединительные провода, схему подсоединения. Иногда – набор креплений для установки (если планируется внедрение в каком-либо определенном месте. Но всевозможные зажимы и прихваты можно приобрести отдельно и совсем недорого. Бывают также совсем небольшие бортовые компьютеры, включающиеся непосредственно в прикуриватель.

Это и удобно, с одной стороны. А с другой – уж лучше выбрать более серьезную вещь, которая не будет от всякой кочки и ямки отходить контактами. Естественно, при покупке – проверяем компьютер (просим хотя бы включить) и требуем гарантийный талон и чек (на всякий случай).

Дальнейшие шаги: установка

Перед тем, как пользоваться компьютером, надо его подключить и установить. Монитор, если есть свободное место, хорошо смотрится в передней консоли. Можно его приспособить и на торпеде, но старайтесь сделать так, чтобы при беглом взгляде на экран, глаза не слишком «уходили» в стороны или вниз. При таком положении водитель постоянно будет отвлекаться от визуального контроля за движением. Также, весьма популярны сегодня сенсорные мониторы, значительно облегчающие процесс управления авто-ЭВМ (дотрагиваясь пальцами).

Системный блок или «мозги» можно устанавливать в различных местах. Но не повторяйте ошибок, к примеру, вазовской Калины, где блок компьютера разработчики засунули недалеко от печки: и жидкость подтекает, да и с точки зрения температурного режима – все-таки не совсем удачное место. Некоторые предпочитают крепить монитор на торпеде при помощи выносного корпуса.

Исходите, конечно же, из соображений удобства и целесообразности. Во многих современных машинах существуют уже специальная разводка, разъем для подключения блока. А на самом блоке – устройство, обеспечивающее правильное подключение. Но все же, небольшой совет: почитайте инструкцию. Там должна быть описана схема. Если специальных разъемов не наблюдается, удобнее всего обратиться к автоэлектрику, который сможет их вывести (отдельно разъемы можно приобрести в свободной продаже).

Настройка

Далее – перед тем, как пользоваться бортовым компьютером, приступаем к настройке. Если вы его правильно подключили, то с запуском двигателя начнется считывание основных параметров и показаний с датчиков, находящихся в вашем авто. Они будут отображаться на мониторе (установочный режим). Проанализировав данные, компьютер выдает прогнозы, выражающиеся в диагностике работающей машины.

Как правило, настройка многих компьютеров происходит автоматом. Приходится (согласно инструкции) лишь изредка вносить определенные коррективы, подстраивая его под себя. Это и называется пользовательскими настройками, которые обычно необходимо сохранить в памяти, чтобы каждый раз не настраивать заново. Необходимо также выбрать те параметры, которые будут впоследствии отображаться на экране. Удобно также настроить такие функции, как текущее время, погода за бортом и яркость экрана или его подсветки.

Бортовой компьютер: разновидности, функции и возможности

Для современного водителя бортовой компьютер — не просто новомодное устройство, а реальный помощник в управлении и обслуживании автомобиля. Каковы основные функции и возможности бортового компьютера?

Бортовой компьютер (БК) является цифровым устройством, производящим электронно-вычислительные операции данных, поступающих от различных датчиков.

Типы бортовых компьютеров:

  1. Универсальные. Включают в себя мультимедийную систему, могут подключаться к интернету и определять географические координаты.
  2. Узконаправленные. В этот класс входят маршрутные и диагностические компьютеры и электронные системы управления машиной.

БК, как правило, совмещает устройство, обнаруживающее неисправности, и диагностический сканер. Последний, на основании поступивших от датчиков данных, может делать заключения и ускорять как диагностику, так и ремонт авто. Его можно встретить на дизельных и инжекторных ДВС, но не на карбюраторных.

Универсальный БК отличается многофункциональностью, поскольку способен выполнять функции «бортовика», GPS-навигатора и DVD-проигрывателя. БК некоторых моделей автомобилей дополнен датчиками, входящими в состав системы управления форсунками, зажиганием, обеспечения экономичности или системы парктроников.

Как правило, БК реализованы с помощью сенсорного дисплея, и поскольку четких стандартов БК пока не имеется, каждый производитель изготавливает его в соответствии со своими представлениями. Конструктивно системные блоки выполняются по-разному: 1/2DIN, 1DIN, 2DIN. Обычно универсальный БК по своему устройству аналогичен полноценному домашнему ПК.

В автомобильных БК применяются:

  • В более ранних моделях – микросхемы электронной флэш-памяти;
  • Электромеханические накопители формата 2,5 дюйма;
  • Твердотельные накопители SSD.

Если извлечь БК из его посадочного гнезда, подключив затем к блоку питания на 12Вт, то на нем можно будет работать как на обычном ПК.

Маршрутный компьютер

Основной задачей маршрутного компьютера всегда было вычислять и выводить информацию о параметрах движения автомобиля, не прибегая к спутниковой системе навигации. Современные образцы БК могут обладать интегрированным модулем спутниковой навигации. А поскольку дисплеи у них графические, а не символьные, то и карта местности и координаты маршрута на них отображаются более наглядно.

Основные функции маршрутного компьютера – выводить на дисплей следующие данные:

  • Общий километраж поездки;
  • Определение оставшегося до пункта назначения расстояния;
  • Время нахождения в пути;
  • Средний расход топлива;
  • Средняя скорость движения во время поездки;
  • Средняя скорость за определенное время;
  • Прочие параметры.

Маршрутный компьютер с внешним исполнением может быть установлен в автомобиль самостоятельно, однако по сравнению с встроенными серийными образцами они обладают меньшим функционалом. Кроме этого, маршрутный компьютер порой совмещается с управляющим или сервисным компьютером.

Диагностический (сервисный) компьютер

Диагностический компьютер является пользовательской частью общей системы, задача которой – обнаруживать неисправности систем и узлов. Также, он упрощает диагностику на СТО и оперативно диагностирует все возникающие в дороге неисправности. В виде самостоятельного устройства встречается крайне редко.

Функции сервисного диагностического компьютера:

  • Диагностика двигателя с сохранением в памяти всех ошибок;
  • Контроль уровня масла в основных узлах;
  • Непрерывный контроль состояния тормозных колодок;
  • Контроль состояния электросистем.

Управляющий компьютер

Управляющим компьютером называется главный блок системы электронного управления. В него входят независимые цифровые вычислители, которых может быть как несколько, так и один. Вычислители обладают собственными датчиками и исполнительными механизмами. Как правило, управляющий компьютер имеет вид единой разветвленной цифровой системы, обладающей рядом функций и возможностей, среди которых следует выделить:

  • Систему управления форсунками;
  • Систему управления опережением зажигания;
  • ABS;
  • Блок управления скоростными способностями;
  • Блок управления АКПП;
  • Климат-контроль и пр.

Помимо этого, в число основных функций управляющего компьютера обычно включают мгновенное определение параметров работы двигателя, в числе которых:

  • Температура ОЖ;
  • Давление масла;
  • Скорость вращения коленвала;
  • Расход воздуха;
  • Регулировка напряжения бортовой сети и ток заряда АКБ;
  • Сигнализирование (аварийное) о перегреве двигателя;
  • Контроль за превышением рекомендованного скоростного максимума;
  • Контроль использования ремней безопасности и пр.

Эволюция бортовых компьютеров

На сегодняшний день имеется две разные тенденции эволюции БК. Первая: объединение всех функций, описанных выше в одну образующую центральный БК суперсистему. Вторая: создание нескольких узкоспециализированных компьютеров.

В первом случае объединение всех систем в одну мультисистему одновременно и удешевит производство, и упростит работу с БК и его ремонт. Недостаток у этой тенденции только один: если такая центральная компьютерная система выйдет из строя, водитель лишится сразу всего: системы спутниковой навигации, средств диагностики, мультимедийной системы средств связи и даже аварийной сигнализации неисправностей. Если же все эти системы будут интегрированы более глубоко, достаточно велика вероятность выхода из строя всего автомобиля.

Плюсом отдельных бортовых компьютеров, которые включают в себя только самые нужные функции, является то, что они дают возможность установить БК практически в любую машину, минимально вмешиваясь в общую конструкцию, даже если конструкция автомобиля не предусматривает наличия такового. Минусом является то, что интеграция в таком случае полной не будет и данные будут поверхностными.

Система не связанных друг с другом узкоспециализированных компьютеров отличается хорошей производительностью, проста в управлении, надежна и долговечна, но в то же время сложна в настройке и достаточно дорогостояща в производстве. Это, разумеется, отражается на стоимости системы и удорожании транспортного средства в целом. Важным достоинством является возможность упрощать или наращивать опции.

Над созданием БК первого типа работают производители цифровой техники, тогда как вторые, и разрабатывают, и производят в основном сами автопроизводители. Стоит отметить и то, что развитие БК второго типа идет активнее, чем БК первого типа.

УПРАВЛЕНИЕ БОРТОВЫМ КОМПЬЮТЕРОМ

Лада Калина Кросс. УПРАВЛЕНИЕ БОРТОВЫМ КОМПЬЮТЕРОМ

(в вариантном исполнении)

Кнопки управления маршрутным компьютером расположены на рычаге переключателя стеклоочистителей и показаны на рисунке 33а.

Кнопка 1 — сброс показаний бортового компьютера, включение/выключение звуковой подсказки переключения передач.

Кнопка 2 (при нажатии на верхнюю стрелку клавиши) -включение режима выбора функций бортового компьютера «по кольцу» вперед, установка минут в режиме установки времени.

Рис. 33а. Кнопки управления бортовым компьютером (в вариантном исполнении)

Кнопка 2 (при нажатии на нижнюю стрелку клавиши) —

включение режима выбора функций бортового компьютера «по кольцу» назад, установка часов в режиме установки времени.

Лада Калина Кросс. УПРАВЛЕНИЕ КРУИЗ-КОНТРОЛЕМ И ОГРАНИЧИТЕЛЕМ СКОРОСТИ

(в вариантном исполнении)

Управление клавишами подру-левого переключателя показано на рис. 336.

— клавиша 1, «СС» — включение функции «Круиз-контроль» (повторное нажатие — выключение);

— клавиша 2, «SL» — включение функции «Ограничитель скорости» (повторное нажатие — выключение);

— клавиша 3, «Set+» — активация включенной функции с установкой скорости (последующее нажатие — увеличение установленной скорости движения автомобиля);

— клавиша 4, «Set-» — активация включенной функции с установкой скорости (последующее нажатие — уменьшение установленной скорости движения автомобиля);

— клавиша 5, «ОК» — возобновление или деактивация включенной функции;

— клавиша 6, «Menu» — вход в режим управления функциями «КК и ОС» (повторное нажатие — выход из режима управления функциями «ККи ОС»).

При включенном замке зажигания с помощью длительного нажатия (более 1 секунды) клавиши 6 на подрулевом переключателе (далее ПП) (рис. 336) должно привести к переводу клавиш «ПП» в режим управления функциями «КК и ОС». На дополнительном ЖКИ

комбинации приборов (далее КП) должен включиться сигнализатор

_(режима выбора функции

«КК и ОС»), свидетельствующий о переводе клавиш «ПП» в режим управления функциями «КК и ОС».

Повторное длительное нажатие (более 1 секунды) клавиши 6 на ПП должно привести к выходу из режима управления клавишами «ПП» функциями «КК и ОС», при этом, если была выбрана (включена), активирована (или деактивирована, но не выключена) одна из функций, то должно произойти ее выключение.

Рис. 33 Б. Клавиши управления круиз-контролем и ограничителем скорости

Видео по теме «Лада Калина Кросс. УПРАВЛЕНИЕ БОРТОВЫМ КОМПЬЮТЕРОМ»

Видео-описание функций бортового компьютера Лады Калины
LADA GRANTA ЛИФТБЕК (настройка часов и др. функции борт. компьютера)
обзор бортового компьютера Штат X1-G

Функции бортового компьютера

Renault Premium – один из наиболее популярных тяжёлых грузовиков, который широко используется в сервисе транспортировки грузов.

Надёжная машина с хорошей проходимостью характеризуется также комфортностью и мягкостью хода. Несмотря на солидные габариты, авто чутко реагирует на управление, а за счёт современного оснащения удобно отслеживать текущие процессы в механизмах и общее состояние техники. Именно для этих целей используется бортовой компьютер «Рено Премиум». Электронное устройство характеризуется широким функционалом и существенно облегчает водителю управление и контроль над работоспособностью машины.

Основные функции

Современные грузовики во многом отличаются от моделей более ранних серий выпуска. Они характеризуются не только улучшенной технической базой и функциональностью, но и оснащены различными полезными устройствами, которые помогают водителю избежать проблем и упростить контроль над процессами в механизмах. В частности, к таким относится и бортовой компьютер. Он выполняет множество задач, их количество напрямую определяется моделью девайса.

Основным предназначением бортового компьютера является оповещение водителя о проблемах и повреждениях в разных узлах автомобиля. Девайс информирует также о состоянии таких текущих процессов, как:

  • расход топлива;
  • контроль уровня масла;
  • уровень заряда аккумулятора.

Бортовой компьютер также используется для проведения диагностики различного электрооборудования в машине. Другими словами, он существенно облегчает контроль водителю, обеспечивает возможность слежения за скрытыми от визуального обзора процессами.

Кроме того, современные модели бортовых компьютеров оснащены широким набором развлекательных и информационных функций. Их можно использовать для просмотра фильмов и фотографий, прослушивания музыки. Важно отметить, что бортовой компьютер поддаётся изменению настроек и программированию. Эта особенность позволяет оптимизировать контроль над процессами в машине, например, расчёт скорости или времени движения. Если сравнивать его с датчиками, то стоит отметить, что это вычислительное устройство обеспечивает водителя более точной и детальной информацией.

Основные разновидности

Бортовые компьютеры выпускаются в широком разнообразии моделей. Основное различие заключается в функциональных возможностях. Но в первую очередь все девайсы различаются по назначению, они бывают универсальными и модельными. Первые подходят для установки на любой грузовой автомобиль, вторые – используются на конкретных марках. Модельные бортовые компьютеры невозможно использовать на машинах иного производителя или серии, кроме тех, что указаны в технических характеристиках устройства. Это объясняется конструктивной спецификой девайса. Кроме того, модельное устройство, даже если его и получится установить на другое авто, не сможет гарантировать точных показаний и адекватной работы. Поэтому при выборе бортового компьютера на «Рено Премиум» обязательно стоит обратить внимание на его назначение. И при возможности лучше отдать предпочтение подходящему модельному девайсу. Он рассчитан исключительно под технические параметры этого грузовика и обеспечит полноценную функциональность при контроле над рабочим состоянием машины.

Бортовые компьютеры: хочу все знать

До начала испытаний искренне полагали, что добровольно потратить деньги на бортовой компьютер может разве что владелец «пятерки», все еще мечтающий превратить ее хотя бы в «десятку». Ан нет: и продавцы, и сервисмены дружно заявили, что спрос на информацию от стоимости автомобиля никак не зависит. «Логаны» и «мерсы», «лексусы» и «тойоты», «субару» и «пыжики» разных мастей то и дело прикатывают на сервисы с просьбой установить, перепрошить или просто проконсультировать. Тысячам водителей недостаточно спидометра, тахометра и контрольных лампочек, им подавай длительность импульса впрыска, а лучше — график его изменения во времени! Есть желания и попроще: например, оценить разгон до сотни.

Да ради бога! Современный автомобиль весь опутан датчиками, надо только обработать их сигналы. Например, по массовому расходу воздуха не так уж трудно высчитать мгновенный расход топлива, а потом усреднить его и оценить пробег до заправки. А если залезть в контроллер антиблокировочной системы, то увидишь на экране, какое из колес у тебя забуксовало. (Кстати, такой алгоритм реализован в «Мультитрониксе».)

Реальные таланты испытанных нами компьютеров сильно различаются, равно как и их применяемость. Настоятельно рекомендуем перед покупкой ознакомиться с нашими заметками и советами. Да и установку лучше поручить мастеру. Разброс времени монтажа солидный: к примеру, для «Шевроле-Нива» требуется примерно полчаса, для ВАЗ-2114 достаточно десяти минут, а вот какой-нибудь «Мицубиси» может потребовать изрядной возни.

ПОДРОБНЕЕ

Мультидисплейный маршрутный компьютер Multitronics C-570 Выбор ЗР

Происхождение ООО «Мультитроникс», Россия

Ориентировочная цена 4100 руб.

Совместим с контроллерами: Bosch MP7.0, Bosch M7.9.7, «Январь 7.2», а также с некоторыми другими (например, «Итэлма»), встречающимися в отечественных автомобилях.

Из ложной скромности этот самый продвинутый в нашей выборке бортовой компьютер изготовители назвали маршрутным. Хотя именно в маршрутном режиме тут нет ничего особенного. А вот как бортовой диагностический он уникален: на цветном дисплее высокого разрешения отображаются любые мыслимые параметры работы двигателя, поодиночке и в совмещенном режиме, в виде цифр или графиков, — полный простор для… узкого специалиста-диагноста. Есть режим работы с парктроником и даже с дополнительным щупом, превращающим прибор в осциллограф. Эконометр, таксометр, контроль качества топлива здесь также присутствуют, причем в усовершенствованном виде. Например, таксист сможет учитывать надбавки за скорость, ночной тариф, стоимость подачи авто. Включить вентилятор охлаждения вручную? Нет проблем. Интересуетесь температурой во впускном коллекторе или в нейтрализаторе, давлением воздуха или топлива? И в этом нет ничего невозможного. Но стоит ли так грузить обычного водителя? Многие знания — многие печали.

Автомобильный компьютер Prestige-V55-01

Происхождение ООО «Микро Лайн», Россия

Ориентировочная цена 2800 руб.

Совместим с контроллерами: Bosch MP7.0 (Евро-2, —3), Bosch M7.9.7 (Евро-2, —3), «Январь 7.2», а также с целым рядом других (МИКАС, СОАТЭ), используемых в отечественных автомобилях.

Этот БК универсален: крепится на ветровое стекло или на торпедо (сверху) с помощью липучки. Универсальность оборачивается необходимостью тщательно проверить, совместим ли прибор с ЭСУД вашего авто. Этот компьютер выпускают и в версиях с индексами 02, 03, СAN, предназначенных для разных иномарок.

Обычный набор маршрутных функций дополнен режимом таксометра, рассчитывающего стоимость поездки по времени, пробегу или комбинированному алгоритму. Тариф, разумеется, вы задаете сами. Переживаете за двигатель? Прибор показывает и расшифровывает коды ошибок ЭСУД, температуру жидкости, положение дроссельной заслонки и многое другое, причем возможен и графический контроль параметров. Есть режим эконометра и довольно необычная функция «контроль качества топлива». Она позволяет сравнить с вашим эталонным бензином длительность импульсов впрыска в режиме холостого хода: на худшем бензине она будет больше. Предусмотрены индикация графика разгона до сотни, запись скорости на последних 500 м до остановки (можно доказать, что вы не превышали скорость перед ДТП) и работа в комплекте с датчиками парктроника, для которого не понадобится отдельный монитор.

Бортовой автомобильный компьютер БК-09

Происхождение НПП «Орион», Россия

Ориентировочная цена 1500 руб.

Совместим с контроллерами: Bosch MP7.0 (Евро-2, —3), Bosch M7.9.7 (Евро-2, —3), Bosch 8.0, «Январь 7.2»

Прибор устанавливают на место штатного блока индикаторных ламп. Из параметров, не связанных с прохождением маршрута, он показывает температуру охлаждающей жидкости и положение дроссельной заслонки. Коды ошибок появляются на дисплее, а их расшифровку прибор дает голосом — еще можно посмотреть таблицу в инструкции. Есть вольтметр и тахометр. Возможности вмешательства в работу ЭСУД ограничены сбросом ошибок. Предусмотрена также просушка свечей высоковольтными импульсами при остановленном двигателе.

Бортовой компьютер Chevy Matrix-M

Происхождение ООО «Штат», Россия

Ориентировочная цена 3400 руб.

Совместим с контроллерами: Bosch MP7.0 (Евро-2, —3), Bosch M7.9.7 (Евро-2, —3, —4)

Прибор устанавливают на место штатного блока индикаторных ламп. Помимо обычных для маршрутного компьютера функций умеет показывать напряжение в бортсети, температуру охлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки, регулятора холостого хода, угол опережения зажигания, напряжение на датчиках кислорода, длительность импульсов впрыска. Совместим с газобаллонной установкой, позволяет снизить температуру включения вентилятора охлаждения. Разумеется, показывает коды ошибок и их расшифровку. К сведению «гонщиков» — индикация времени разгона до сотни, время прохождения первых после старта 400 м и 1 км. Используя функцию «плазмер», можно при выключенном двигателе подать на свечи серию импульсов, чтобы прогреть и просушить их.

ВОПРОС-ОТВЕТ

Бортовой и маршрутный компьютер — это одно и то же?

Строго говоря, нет. Любой маршрутный компьютер является бортовым, но не всякий бортовой компьютер — маршрутный. Все зависит от набора функций и назначения прибора. Если речь только о том, чтобы вычислить и показать водителю параметры движения (мгновенный и средний расход топлива, остаточный пробег до заправки или до очередного ТО, среднюю скорость на отрезке маршрута и т. п.), то перед нами маршрутник в чистом виде. Бортовой компьютер умеет больше. Он готов показать коды ошибок и их расшифровки, параметры сигналов датчиков, иногда их осциллограммы, позволяет сбросить сигналы ошибки, а порой и изменить некоторые настройки управления двигателем.

Не повредит ли автомобилю установка такого прибора?

Как правило, бортовые компьютеры лишь считывают информацию с диагностического разъема, а это не может как-то помешать работе ЭСУД. Но в некоторые приборы заложена возможность вмешаться в заводские настройки — например, изменить установленную температуру включения вентилятора охлаждения двигателя. Неквалифицированные манипуляции с кнопками или тачскрином бортового компьютера могут привести к неприятным неожиданностям. В этом смысле чистый маршрутник предпочтительнее.

Все приобретенные нами изделия проверили на «Шевроле-Нива».

Счастливого пути! И не отвлекайтесь от дороги!

Штатный бортовой компьютер на ВАЗ-2112: функции и инструкция по эксплуатации

На легковушках «Десятого семейства» рядом с блоком индикации всегда установлены часы или компьютер. Сейчас такие компьютеры называют «бортовыми компьютерами» (БК). Дисплей компьютера при выключенном зажигании показывает время, но это – не единственная его функция! Перечислим все возможности бортового компьютера на ВАЗ-2112, а инструкция, прилагаемая ВАЗом, нам в этом поможет. С инструкции были скопированы таблицы, которые важны при настройке.

О каком БК идёт речь? Ответ приведён на видео.

Штатный бортовой компьютер: краткий тур

Внешний вид лицевой панели показан на фото ниже. Нужно запомнить основные клавиши: 1, 2, 3 и 5. Все функции разделены на три группы. Нажимая на кнопку 1, можно пролистывать функции первой группы. То же относится к другим клавишам.

Штатный БК для хэтчбека «Лада-112»

Спрашивается, зачем нужна кнопка 5? Находясь в любой из трёх групп, этой кнопкой задействуют дополнительные функции. Кстати, их число равно двум.

В каждой группе дополнительные функции – разные.

Пример с пролистыванием

Когда зажигание выключено, на дисплее мы видим часы. Попробуем включить зажигание и нажмём клавишу 1. Саму кнопку можно нажимать любое число раз – функции переключаются циклически. Их число равно трём.

Группа функций «Время»

Если нужны дополнительные функции, нажмите на кнопку 5. Мы рассмотрели, как пользоваться штатным бортовым компьютером на ВАЗ-2112, но инструкция подходит для любой «Десятки».

Эксплуатация БК в разных режимах

Выше сказано, как пользоваться БК в режиме «Время». Группа «Время» является первой, но есть ещё две – «Топливо», «Путь». Приводим таблицы для них.

Группа функций «Топливо»

Выше приведена таблица для кнопок 2 и 5.

Группа функций «Путь»

Здесь показаны функции, включаемые кнопками 3, 5.

Инструкция по программированию

Будем менять разные настройки. А ещё попробуем включить будильник, поменять яркость подсветки и т.д. Таким образом, программирование компьютера на ВАЗ-2112 к эксплуатации относится тоже.

Настраиваем датчик уровня топлива

Бак сначала остаётся пустым. Включаем функцию «Уровень топлива» (2-5) и жмём кнопку 4 дольше двух секунд. Дальше выполняем шаги:

  1. Жмём кнопку 3 в течение одной секунды до появления звукового сигнала;
  2. Заливаем в бак три литра топлива. Ждём 10-20 секунд и повторяем шаг 1;
  3. Повторяем шаги 1 и 2, пока не зальётся 39 литров.

Задействуем сигнализатор превышения скорости

Нажатиями на кнопку 3 включаем функцию «Средняя скорость». Нажимаем на клавишу 4. Дальше кнопками 5 и 6 устанавливаем требуемые цифры. В завершении нажимаем кнопку 4.

Для выключения опции используйте высокое пороговое значение: 190 или 200 км/час.

Меняем яркость подсветки

Задействуем функцию 1-3 «Время с остановками». Нажимаем кнопку 4. Клавишами 5 и 6 производим регулировку. Нажимаем на кнопку 4.

Будильник

Переходим к опции «Будильник» (дополнительная функция в списке «Часы»). Нажимаем на кнопку 4. Дальше устанавливаем значение часов (клавиши 5 и 6), жмём кнопку 4, устанавливаем значение минут (клавиши 5 и 6). По нажатию кнопки 4 будильник активируется.

Будильник в автомобиле – вещь нужная

Осталось понять, как выключить будильник. Проделайте все шаги до установки значения часов, а дальше нажмите на кнопку 1. Будильник должен выключиться!

Как настроить календарь и часы

Мы дошли до самой сложной главы. Сразу переходим к действиям:

    Включаем опцию «Часы» или «Календарь» (кнопка 1 или кнопки 1 и 5);

Опции «Часы» и «Календарь»

Для быстрой корректировки выполните шаг 1 и шаг 2. Если затем нажать на кнопку 1, показания часов округлятся: было 13:57, а станет 14:00. Или иначе: было 14:05, а станет 14:00.

Пример на видео: неплохой самодельный БК

Выбор нештатного бортового компьютера на ВАЗ-2112

Наш редакционный 2112 с БК Gamma GF 212. Мы им полностью довольны

Самым популярным нештатным БК на ВАЗ-2110 является модель Gamma GF 212.

Его стоимость около 2500 рублей . Установка простая, необходимо просто подключиться к K-линии в диагностическом разъёме и подвести провода питания.

Есть такие полезные функции как продувка свечей и прочее. Мы от себя можем только порекомендовать его среди большого множества представленных на рынке моделей.

Читать еще:  Рено сандеро замена сцепления
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector