Darcars.ru

Автомобильный Портал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструкция по регулировке клапанов ВАЗ 2109

Инструкция по регулировке клапанов ВАЗ 2109

На автомобиле ВАЗ 2109, в каждом цилиндре имеется по два клапана: впускной и выпускной. Они отвечают за то, чтоб вовремя наполнить цилиндр горючей смесью, и своевременно удалить из него отработанные газы. От их слаженной работы, напрямую зависит плавность хода автомобиля. Если работа клапанов не отрегулирована, то Вы можете сделать это сами.

Особенности процесса

В первую очередь, обратите внимание на привод распределительного вала. На автомобилях ВАЗ 2109 более раннего выпуска, устанавливался цепной привод, а на новых моделях (карбюратор и инжектор) — ременной. Это повлияло на конструктивное устройство газораспределительного механизма.

Нормой, в заводском варианте ВАЗ 2109, считают зазор в 0,2 мм для впускных, и 0,32 для выпускных клапанов. Заводская регулировка могла иметь погрешность до 0,05 мм. Такого зазора вполне достаточно для компенсации термического расширения в цилиндре.

Обычно, регулировка клапанов производится в двух случаях: после капитального ремонта двигателя и при появлении характерного шума при движении поршня. Как правило, такой шум появляется после 35 000 км пробега.

Порядок действий

Регулировка клапанов осуществляется при температуре двигателя не более 15 – 20 градусов. Нужно внимательно следить за тем, чтоб уровень зазора находился в рамках нормы. При более узком зазоре, клапан не будет полностью закрывать отверстие, и тем самым значительно уменьшит компрессию в моторе. А при широком зазоре, топливо не будет успевать полностью попадать в камеру сгорания, а выхлопные газы наоборот, выходить из нее. Это уменьшит объем камеры сгорания, и соответственно мощность.

Для регулировки Вам понадобятся:

  • Гаечные ключи;
  • Отвертка (плоская и крестовая);
  • Пинцет;
  • Измерительный щуп;
  • Регулировочные шайбы;
  • Приспособление для регулировки клапанов;
  • Набор прокладок.


Когда всё приготовлено, можно начинать работу. Первым делом, поставьте автомобиль на ручник, и включите четвертую (если есть возможность, то лучше пятую) передачу. Одно ведущее колесо, нужно поставить в положение в воздухе.

Далее, отсоедините от головки цилиндров все механизмы, и выкрутите свечи. Снимите крышку, и очистите ГБЦ от масла. Когда блок цилиндров будет свободен, а крышка демонтирована, проверните коленвал до такого положения, когда поршень первого цилиндра будет находится в верхней мертвой точке. Сделать это можно прокрутив ведущее колесо. Проследить за положением поршня можно через окошко, находящееся в картере сцепления.

Регулировка клапанов делается в зависимости от того, какой порядок их работы. На ВАЗ 2109 выпускные клапана имеют порядок 2, 3, 6, 7, а выпускные – 1, 4, 5, 8.

Перед началом работы, поставьте разметку маркером на каждые 90 градусов по кругу цилиндра. Проверните распределительный вал так, чтоб метка на кожухе ремня ГРМ и на шкиве сошлись. После этого, продолжайте вращение распредвала еще на 2-3 зубца, использовав гаечный ключ на 17. Теперь, проверьте щупом размер зазора. Перемещать щуп между кулачками распределительного вала нужно с небольшим усилием.

Если зазоры больше или меньше нормы, то Вам нужно извлечь шайбу с данного клапана, с помощью пинцета. По специальной формуле Н = А + (В – С), высчитать нужный размер шайбы, и заменить ее.

Расшифровка формулы для регулировки двигателя ВАЗ 2109:

  • Н – требуемая толщина шайбы;
  • А – толщина текущей шайбы;
  • В – расстояние зазора;
  • С – норма зазора.

Регулировка зазоров в приводе клапанов

Регулировка зазоров в приводе клапанов ВАЗ 2109

Для компенсации теплового расширения клапана конструктивно задается зазор между торцом стержня клапана и кулачком распределительного вала. При увеличенном зазоре клапан не будет полностью открываться, при уменьшенном – полностью закрываться.

Зазор измеряется на холодном двигателе (при +20°С ) между кулачком распределительного вала (кулачок должен быть направлен вверх от толкателя) и регулировочной шайбой толкателя клапана.

Номинальный зазор для впускного клапана составляет (0,2±0,05) мм, для выпускного – (0,35±0,05) мм. Зазоры регулируются подбором толщины регулировочных шайб. В качестве запасных частей поставляются шайбы толщиной от 3 до 4,5 мм через 0,05 мм.

Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны – выпускные; второй, третий, шестой и седьмой – впускные.

Рекомендуется выкрутить свечи зажигания, чтобы легче проворачивать коленчатый вал.

1 – зубчатое колесо распределительного вала
2 – шкив генератора
3 – шкив коленчатого вала

Фиксатор должен быть установлен между распределительным валом и краем толкателя.

Для того чтобы легче вынуть регулировочную шайбу, в толкателе проточены два паза. Поверните толкатель так, чтобы было удобнее подцепить шайбу.

Толщина новой шайбы рассчитывается по формуле: H = B + A – C ,
где A – измеренный зазор, мм;
B – толщина старой шайбы, мм;
C – номинальный зазор, мм;
H – толщина новой шайбы, мм.

Пример (для впускного клапана):
A = 0,26 мм,
B = 3,75 мм,
C = 0,2 мм,
тогда
H = 3,75 + 0,26 – 0,2 = 3,81 (мм).

В пределах допуска зазора ±0,05 мм подбираем ближайшую по толщине шайбу (3,8 мм).

Предупреждение

Поворачивайте коленчатый вал по часовой стрелке ключом за болт крепления шкива коленчатого вала или за болт крепления шкива генератора. Запрещается проворачи-вать коленчатый вал за болт крепления шкива распределительного вала.

Видео про «Регулировка зазоров в приводе клапанов» для ВАЗ 2109

Регулировка клапанов ВАЗ 2108-21083. Сделай Сам!
Регулировка клапанов на ВАЗ 2110, 2114, Калина, Гранта, 2109, 2108
Как регулировать клапана на ВАЗ-21099

Регулировка клапанов на ВАЗ 2109 своими руками

Многие автовладельцы ВАЗ 2109 привыкли обращаться за помощью в автосервис, даже при такой довольно несложной операции, как регулировка тепловых зазоров клапанов. На самом же деле эта работа не так уж сложна и ее можно сделать своими руками. Для этого достаточно лишь иметь следующий набор инструментов и приспособлений, список которых приведен ниже:

  1. Ключ на 10 для снятия клапанной крышки и кожуха ремня ГРМ
  2. Домкрат
  3. Длинногубцы или пинцет
  4. Приспособление для регулировки клапанов ВАЗ 2108-09
  5. Плоская и крестовая отвертки
  6. Необходимые регулировочные шайбы
  7. Набор щупов

Порядок регулировки тепловых зазоров клапанов на ВАЗ 2109-21099

Внимание! Двигатель автомобиля должен быть холодным и его температура в момент проведения регулировки не должна быть выше 20 градусов.

Видео руководство по выполнению работы

Чтобы наглядно продемонстрировать порядок работы по выполнению регулировки тепловых зазоров, было решено записать специальный видео ролик, который все показывает детально.

Если из представленного выше руководства вам осталось что-то непонятным, то ниже все будет изложено в привычной всем форме.

Фото отчет проведенного техобслуживания

Итак, прежде чем приступать к выполнению этой операции, первоначально нужно снять клапанную крышку, а также кожух, под которым находится механизм ГРМ.

После этого необходимо выставить газораспределительный механизм по меткам. Для этого поддомкрачиваем переднюю правую часть автомобиля, чтобы рукой можно было прокручивать колесо для выставления меток фаз газораспределения.

Затем крутим колесо до совмещения метки на звезде распредвала и риски на задней крышке ГРМ, как наглядно продемонстрировано на картинке ниже:

В это же время смотрим, чтобы метка на маховике также совпадала с вырезом. Смотреть нужно в окошко, которое расположено справа от четвертого цилиндра на картере КПП. Предварительно необходимо вынуть резиновую заглушку:

Когда распредвал находится в таком положении, можно приступать к измерению тепловых зазоров между кулачками и толкателями 1, 2, 3 и 5-го клапанов (отсчет ведется слева):

Для впускных клапанов номинальный зазор должен составлять 0,20 (+-0,05)мм, а для выпускных 0,35 (+-0,05)мм. Если вы не знаете расположения, то могу сказать: слева направо по порядку: выпуск-впуск, впуск-выпуск и т.д.

Если при замере зазоров они выходят за предельно допустимые значения, необходимо произвести их регулировку путем установки новых регулировочных шайб. Для этого одеваем планку на шпильки крышки клапанов и фиксируем ее гайками.

Теперь подводим рычаг механизма к нужному клапану, и направляем его как бы между толкателем и кулачком распредвала, и до самого конца утапливаем клапан:

Читать еще:  Как занизить ваз 2114

И когда толкатель максимально прижат вниз, необходимо вставить фиксатор между распределительным валом и толкателем:

Стоит отметить, что вырез на толкателе должен быть быть направлен к вам, чтобы можно было удобно вынуть регулировочную шайбу. Для этого очень удобно использовать длинногубцы:

После этого смотрим на ее размер, который указан на задней ее стороне:

Теперь считаем исходя из замеренного зазора и толщины старой шайбы, какая толщина новой шайбы должна быть, чтобы добиться оптимального зазора.

Теперь можно вставлять новую шайбу на свое место и проводить регулировку дальше. Когда первые 4 клапана готовы, можно повернуть коленчатый вал на один оборот и провести аналогичную процедуру с остальными 4, 6, 7 и 8 клапанами.

Доброго дня. Скажите как оценить подсчитать требуемую толщину шайбы в условиях: после сборки ГБЦ в гараже с механиком вынуждено срезали толщину стандартной шайбы на 1 и 3 выпуска клапанах до зазора 030+005. Двигатель 21083 инжектор с пробегом 170 т.км
Позиции мастеров на сервисе изменились в худшее положение для автолюбителя, у которого авто не роскошь. Последние тянутся к мастерам старой школы и производственным участкам с механо обработкой ГБЦ, Событие фрезеровки поверхности примыкания ГБЦ к блоку и замены клапанов по одному или двум клапанам с притиркой создают ситуацию: на участке механо обработке нет оснастки для регулировки клапана при демонтированной ГБЦ. А на сборке ГБЦ в двигатель механик сборки по неволе делает срезку стандартных шайб для большого 030 -040 теплового зазора на ремонтном клапане с целью позволить машине своим ходом без ущерба тому же клапану от нагретого двигателя добраться к точке регулировки тепл зазора клапанов посредством шайб.

один оборот — это 360 градусов, клапана встанут в исходное положение

Нет, не встанут! Один оборот коленвала — это только пол оборота распредвала!

Вот я сейчас выставляют зазоры первые отмерял делаю 1 оборот коленвала и валы встают в исходное положение че за хуйня

Егор учи материальную часть или открой учебник Физики 9 класс и почитай Двигатели внутреннего сгорания ЧЕТЫРЕХ ТАКТНЫЕ а ты буровиш про двухтактные Короче по крестьянски при проворачивании коленвала на 180 гадусов метка на шестерне распредвала устонавливается напротив изначальной но влючке на коробки передач не совпадает и все.Припервоночальном положении когда совподает метка на шестерни распредвала и в лючке КПП регулируеш 1-3 и 2-5 клапана а при проворачивании на 180 градусов когда метка стоновится напротив первоночальной но несовподает в лючке КПП реглируеш 4-7 и 6-8

Как проводится регулировка клапанов на ВАЗ 2109

Регулировка клапанов ВАЗ 2109 должна проводится регулярно, поэтому каждому владельцу «девятки» стоит ознакомиться с ее особенностями. «Девятка» крайне неприхотлива в уходе, но время от времени стоит заниматься обслуживанием ее главных узлов. Конечно, вы можете обратиться в любое СТО, но лучше научиться делать это самостоятельно.

Зачем необходимо заниматься клапанами

Регулировка клапанов на ВАЗ — это процедура выставления определенного положения клапанов относительно кулачков распределительного вала. При ее проведении зазор (расстояние между двумя деталями) можно откорректировать согласно технической рекомендации автомобиля. Корректировка клапанов на ВАЗ 2109 является важной процедурой по нескольким причинам:

  1. Это необходимо для поддержания нормальной работоспособности мотора.
  2. При нормальном размере зазоров между рабочим телом и цилиндром мощность движка остается в пределах нормы. Если же это значение меняется (к примеру, зазор становится больше), можно заметить потерю мощности мотора в различных режимах роботы. Нередки случаи, когда клапан прогорал из-за длительного отсутствия регулировки.

Время от времени вам потребуется подгонять зазоры клапанов на ВАЗ 2109 и менять регулировочные шайбы. Почему это требуется делать постоянно? Дело в том, что здесь роль сыграла конструктивная особенность узла, точнее, его недоработка. В системе двигателя нет устройств, которые бы автоматически восстанавливали положение клапана, поэтому пользователю приходится делать это самостоятельно, вручную. Сама процедура не очень сложная, необходимо лишь подкрутить в некоторых местах специальные винты, проверить расстояние щупами, и все будет готово. На СТО за такую работу требуется платить, поэтому лучше научится все делать самостоятельно в своем гараже.

Выполнять процедуру стоит периодически — каждые 25000-30 000 км при езде в сложных для машины условиях. Если же авто не испытывает перегрузок, то регулировку рекомендуется повторять раз в 40 000 км. Если девятка была куплена с рук, то лучше провести полное обслуживание незамедлительно, поскольку мало кто из прошлых владельцев решит напоследок исправлять всякие мелочи.

Вы самостоятельно можете понять, что вашему ВАЗу нужно провести регулировку клапанов, если услышите стук из-под капота своего автомобиля. Стучат именно клапаны, у которых значительно увеличился зазор. Чтобы удостовериться в наличии проблемы, наверняка придется пойти в автомагазин и купить набор специальных щупов. При помощи щупов проверяются зазоры. Если есть отклонения от нормы, начинаем настройку положения.

Процесс регулировки

Теперь речь пойдет о том, как правильно настроить 2 вида клапанов. Чтобы добраться до нужных деталей, понадобится снять ГБЦ (головку блока цилиндров, крышку), под которой расположен распредвал с кулачками. Часто производится замена прокладки клапанной крышки, поскольку старая, скорее всего, износится к этому времени. Прямо под кулачками расположены необходимые нам регулировочные винты, чуть ниже — толкатели и сами клапаны, которых 8 штук. Под каждым из клапанов должен быть порядковый номер, в соответствии с которым нужно проводить регулировку всей системы.

Важно: работу стоит проводить на слегка прогретом двигателе — не более 20º-25°С. Температуры ниже и выше не подходят для нормальной процедуры корректировки.

  1. Нам нужно добраться до шкива, для этого требуется открутить 2 болтовых крепления. После этого снимается клапанная крышка ВАЗа 2109. Вооружаемся накидным либо гаечным ключом и скручиваем 2 болта.
  2. Поищите метку на шкиве распредвала (металлическое вкрапление на ободе) и метку на задней крышке (планка). Здесь есть много способов, но самый удобный для большинства заключается в том, чтобы взять большой ключ и провернуть шкив до метки. Поворачивать нужно гайку, которой крепится шкив, пока не совпадут 2 метки, делается это по часовой стрелке. Можно поворачивать исключительно шкив коленвала, ни в коем случае не перепутайте с распредвалом, который расположен выше.
  3. Протрите место, где расположены толкатели, сухой тряпицей, чтобы удалить остатки масла.

Поверните коленвал еще немного, пока кулачки и толкатели не сойдутся на одной линии. Между ними будет зазоры, замерьте их:

  • впускные клапана № 1, 2, а также № 3 и № 5 имеют зазор в пределах 0,35 мм;
  • выпускные — № 4,6,7,8, имеют чуть больший зазор — 0,2 мм;
  • максимальное отклонение от показателей — 0,05 мм, не более.

Как отрегулировать клапана на ВАЗ 2109? Для этого меряем купленными щупами зазоры в таком порядке:

  • первым меряем 1, затем 2, после этого 3 и 5;
  • далее 4 и 6, затем 7 и 8.

Если какой-то из номеров имеет сильное расхождение по расстоянию до кулачка, его нужно заменить. Для этого нужно установить специальный зажим для пружины клапанов и шпильки ГБЦ, потом отверткой повернуть толкатель прорезями на себя. Сжать пружину и зафиксировать ее. Пинцетом или длинногубцами вытащить шайбы из прорезей, поменять на новые. Размер написан на обороте детали.

Примечание: перед регулировкой не получится узнать размер шайб, потому придется покупать их уже после того, как добрались до них.

Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2109 своими руками:

  1. Для замеров пар требуется поворачивать коленвал на 90°.
  2. При первом положении можно провести замеры пары 1 и 3. Если повернуть на четверть оборота, получится замерить зазоры 2 и 5 клапанов.
  3. Дальше меряем 8 и 6, последними — пару 4 и 7.

Так проводится замена направляющих втулок клапанов на ВАЗ 2109 карбюратор. Если установлен инжектор, понадобится снять трос газа и шланг сапуна, которые будут мешать при проведении работ.

Читать еще:  Установка стеклоподъемника на уаз буханка

Рекомендуется проводить корректировку клапанов перед тем, как заменить сальники клапанов. Сам процесс замены довольно сложный и требует отдельного описания. Единственное, что требуется знать, так это то, что эти работы между собой связаны. Замена сальников клапанов на ВАЗ 2109 требуется в случае появления голубоватого дыма со стороны двигателя. Дымок означает, что масло протекает на нагретые детали узла и сальники клапанов уже стерлись, поэтому появилась течь. Детали нужно заменить, но для этого придется разобрать большую часть узла в определенном порядке.

Притирка клапанов на ВАЗ 2109 — работа крайне важная и требует регулярного повторения. Не забывайте проверять состояние всех узлов время от времени и проводить соответствующее обслуживание, как это описано в руководстве к автомобилю. Если же не решаетесь выполнить работу самостоятельно — обратитесь в СТО, там вам помогут, но только за определенную плату.

Делаем правильно: регулировка клапанов ВАЗ-2109

Многие владельцы «девяток»или «восьмёрок» предпочитают знать и уметь делать это самостоятельно. Регулировка клапанов ВАЗ-2109 не такое сложное занятие, чтобы ехать в автомобильную мастерскую. Далее в статье мы расскажем вам, какой инструмент вам понадобится для работы, а также как правильно и в какой последовательности выполнять регулировку.

Периодичность регулировки

Если вы эксплуатируете автомобиль в штатном режиме, проверка зазоров и, в случае необходимости, регулировка клапанов ВАЗ-2109 должны происходить каждые 30 тыс. пробега. Величина зазора между кулачком распредвала и клапанным толкателем должна быть такой:

  • у выпускных клапанов — 0,35 мм;
  • у впускных клапанов — 0,2 мм.

Максимальное отклонение данных величин допускается не более 0,05 мм в любую сторону. При выявлении отклонения от этих размеров необходимо отрегулировать зазоры.

Делается это с помощью специальных шайб, которые располагаются в углублении толкателя. Каждая регулировочная шайба имеет свою толщину, величина которой для удобства выбита на поверхности шайбы.

Что надо иметь под рукой

Как вы уже поняли, вам необходимо иметь набор регулировочных шайб различной толщины. Можно купить специальные наборы либо сначала сделать все замеры, выполнить расчёты и приобрести те шайбы, которые вам необходимы.

Кроме того, регулировка клапанов ВАЗ-2109 потребует от вас наличия специального приспособления, сжимающего пружину клапана, небольшой металлической распорки и штанги толкателя. Не лишним будет пинцет и микрометр для замера толщины шайб (при отсутствии различимой маркировки). Вам также понадобится набор пластинчатых щупов для измерения зазора и пинцет для удобного изъятия шайбы.

Подготовительные работы

Двигатель должен остыть до температуры окружающей среды. На горячем двигателе замеры тепловых зазоров проводить не рекомендуется, так как они не будут соответствовать установленным нормам из-за расширения металла. После остановки двигателя у вас будет минимум 30-40 свободных минут до начала замеров.

Этого времени хватит, чтобы снять некоторые детали мотора.

Вам будет мешать заборник холодного воздуха, ведущий к фильтру, шланг вентиляции картера и два тонких шланга, идущие к карбюратору. Снимите эти детали с автомобиля. После этого вам потребуется вскрыть верхнюю крышку головки блока и вывесить переднее правое колесо. Из углублений в головке необходимо удалить моторное масло, скрывающее регулировочные шайбы. Делать это лучше всего небольшой резиновой грушей. В крайнем случае — с использованием ветоши.

После этого, вращая переднее правое колесо (должна быть включена коробка передач) по часовой стрелке, совмещаем метку, расположенную на шкиве распредвала с меткой, нанесённой на крышке ремня. Чтобы установить правильное положение первого цилиндра, необходимо прокрутить колесо так, чтобы метка на шкиве ушла вперёд на 3 зуба от первоначально выставленного положения.

Порядок регулировки клапанов ВАЗ-2109

Теперь у вас есть возможность с помощью щупов измерить зазоры на первом и третьем кулачках распредвала. Щуп должен проходить с лёгким защемлением. Если же зазор превышает требуемую величину или щуп невозможно даже вставить, приступаем к выполнению следующих действий:

  1. Устанавливаем механизм для зажима клапанной пружины на шпильки головки блока.
  2. При помощи отвёртки разворачиваем толкатель к себе прорезью.
  3. Сжимаем с помощью рычага устройства пружину и фиксируем такое положение специальной распоркой.
  4. При помощи пинцета извлекаем шайбу через прорезь.
  5. Проводим вычисления и устанавливаем необходимую по толщине шайбу.

В случае если на шайбе не видно её размера, следует измерить толщину самостоятельно — при помощи микрометра.

После этого необходимо провернуть коленвал на 90 градусов и повторить процедуру, но уже для 2-го и 5-го кулачков. Повторив ещё раз операцию с поворотом коленвала, замеряем и по необходимости регулируем зазоры на 8-м и 6-м клапанах, а затем — то же самое повторяем на 4-м и 7-м.

Только таким может быть порядок регулировки клапанов ВАЗ-2109. Ни в коем случае не делайте замеры подряд — они не будут иметь смысла, а вы просто потратите своё время впустую.

Заменив шайбу и отпустив клапанную пружину, не забудьте с помощью измерительного щупа удостовериться в правильности установленного зазора.

Особенности регулировки для инжекторного двигателя

Описанная выше регулировка клапанов ВАЗ-2109 (карбюратор) также подходит и для инжекторного двигателя. Единственное отличие заключено в подготовительном процессе. При подготовке к работе требуется выполнение несколько иных действий, а именно:

  • убрать тросик газа;
  • снять шланг сапуна.

Теперь вы знаете, как правильно делается регулировка клапанов ВАЗ-2109. Инжектор или карбюратор питает двигатель — это не играет существенной роли, потому что конструкция самого мотора остаётся прежней.

Сама процедура измерения зазора и регулировки очень проста и требует от владельца правильного порядка выполнения. По времени вся процедура может занять не более 30 минут.

Надеемся, что с помощью этой статьи у вас получится самостоятельно выполнить регулировку, а сэкономленные средства станут достойным бонусом за ваши усилия.

Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2109 своими руками

Причины регулировки клапанов на автомобилях ВАЗ 2109

Эксплуатация любого двигателя внутреннего сгорания связана с высокими температурами. Температурное расширение увеличивает или уменьшает зазоры клапанов относительно заводских. Это нарушает нормальную работу системы ГРМ.

Современные двигатели обычно оснащены гидрокомпенсаторами, которые «автоматически» устанавливают оптимальный для текущей температуры двигателя клапанный зазор. 8-клапанные моторы производства тольяттинского автозавода такого устройства не имеют, поэтому возможны проблемы.

1. При избыточном зазоре клапан во время движения стержнем сталкивается с кулачком распредвала. Возникает механическое воздействие, из-за которого скорость износа деталей многократно возрастает.

2. Недостаточный зазор приводит к появлению щели. Такая ситуация особенно опасна, так как проникновение раскаленных картерных газов в ГБЦ способно вызвать прогорание клапанов, разгерметизацию сальников и прочие неполадки, которые исправит только капитальный ремонт двигателя.

Признаки необходимости регулировать клапана

Таблица для помощи в регулировке клапанов

Специфика автомобилей ВАЗ 2109 в сравнении с «классическим» семейством в том, что их двигателям свойственно уменьшение зазоров. Коварство этой проблемы в том, что она может не проявляться на слух. На «семерке» грохот ударов клапана о кулачок быстро подскажет, что машине пора на регулировку.

Основные признаки больших зазоров – неровная работа двигателя (на холодную или горячую, иногда постоянно), «чихание», детонация, неприятный запах под капотом, низкая компрессия. Эти признаки часто свидетельствуют о неправильной настройке карбюратора или зажигания. Когда их настройка не помогает, неопытный владелец «девятки» может списывать симптомы на горе-карбюраторщиков или российский автопром, хотя проблема под капотом.

Если не регулировать клапана на ВАЗ 2109, ремонта двигателя не избежать. Причем в запущенных случаях под замену может пойти буквально все, от колец и сальников до распредвала.

Инструмент для регулировки клапанов

Для выполнения работы своими руками можно приобрести набор специнструмента для регулировки (его стоимость – 400-500 рублей). В него входят распорка, толкатель и фиксатор пружины. Покупка набора упростит процесс регулировки. Если магазина под рукой или желания тратить деньги на удобства нет, можно обойтись обычной длинной шлицевой отверткой и пинцетом для замены шайб.

Читать еще:  Размер руля ваз 2114

Также потребуется набор щупов (0,15 – 0,2 – 0,25 используются для впускных клапанов, а 0,3 – 0,35 – 0,4 для выпускных).

Регулировка клапанов на автомобилях ВАЗ 2109 заключается в замене шайб одного размера другим. Шайбы – это кружки из металла толщиной 3,0 – 4,5 мм с шагом 0,02 – 0,05 мм. Продаются наборами или поштучно. Недостаток покупки поштучно в том, что заранее подобрать шайбы не получится. Размер можно подсчитать только после разбора ГБЦ.

Порядок регулировки на ВАЗ 2109 карбюратор

1. Горячий двигатель нужно остудить до уличной температуры 20-30 градусов. Для ускорения процесса используют обычный бытовой вентилятор, направленный в моторный отсек. Переднее правое колесо нужно завесить на домкрат или подставку.

2. Для выполнения работы своими руками снимите кожух ремня ГРМ, открутите шланги сапуна и отсоедините тросики газа и подсоса от карбюратора. Уберите ВВ-провода и выкрутите свечи. Затем можно снимать клапанную крышку.

3. Откачайте масло из клапанных колодцев шприцем, вращением колеса установите ВМТ для 1 цилиндра. В этом положении регулируются впускные клапана 3 и 2, выпускные – 5 и 1.

Вынимаем шайбу при помощи пинцета

4. Проверьте зазор щупами. Нормальным считается зазор, когда наименьший щуп (0,15 для впуска, 0,3 для выпуска) входит легко, средний (0,2 или 0,35) – с небольшим усилием, а наибольший (0,25 или 0,4) – не входит. Если это не так, требуется регулировка.

5. Воспользуйтесь специнструментом или шлицевой отверткой, чтобы нажать пружину регулируемого клапана. Извлеките шайбу пинцетом и замените большей при большом зазоре или меньшей – при малом. Повторите замер. При необходимости установите шайбу следующего по порядку размера.

6. Проверните колесо в ВМТ для следующей пары цилиндров. В этом положении регулируются оставшиеся клапаны. Повторите замер и замену (при необходимости) шайб.

Процесс регулировки на автомобилях с инжектором аналогичен карбюратору. Различие только в подготовке. Для освобождения доступа к крышке ГБЦ убирается только тросик газа и шланг сапуна.

Регулировка клапанов на машинах ВАЗ 2109 несложна и под силу даже новичку. При этом она помогает лучше понять устройство автомобиля и решить целый ряд проблем работы двигателя. Поэтому эту операцию лучше всего производить не реже, чем раз в 30-40 тыс. километров пробега.

Регулировка клапанов на ВАЗ 2109 своими руками

Многие автовладельцы обращаются за помощью в автосервис, даже если необходима регулировка клапанов на ВАЗ 2108 (2109). Эта работа на самом же деле не так уж сложна и ее можно выполнить самостоятельно. Для этого достаточно только иметь следующий набор приспособлений:
1) Регулировочные шайбы;
2) Приспособление для регулировки;
3) Пинцет или длинногубцы;
4) Набор щупов;
5) Крестовая и плоская отвертки;
6) Ключ на 10 для снятия кожуха ремня ГРМ и клапанной крышки;
7) Домкрат.

Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2109-21099

Итак, как регулировать клапана на ВАЗ 2109? Двигатель машины должен быть холодным и в момент проведения регулировки его температура не должна быть выше 20 С.
Прежде всего надо снять клапанную крышку и кожух, под которым располагается механизм ГРМ. После этого следует выставить по меткам газораспределительный механизм. Поддомкрачиваем правую переднюю часть машины, чтобы рукой вы могли прокрутить колесо для выставления меток фазы газораспределения.
Далее крутим колесо до того момента, пока не совпадет метка на звезде распредвала и риски на крышке ГРМ, как продемонстрировано на картинке ниже.

Смотрим, чтобы также метка на маховике совпадала с вырезом. Нужно смотреть в окошко, которое находится справа от 4-го цилиндра на картере КПП. Необходимо предварительно вынуть резиновую заглушку.

Теперь, когда распредвал находится таким образом, можно приступать к измерению зазоров между толкателями и кулачками 1, 2, 3 и 5-го (ведется отсчет слева):

Номинальный зазор для впускных клапанов должен быть 0,20 (+-0,05)мм, а для выпускных 0,35 (+-0,05)мм. В случае, если вы не знаете расположения: по порядку слева направо: выпуск-впуск, впуск-выпуск и т.п.
Если они выходят при замере зазоров за предельно допустимые значения, следует произвести их регулировку за счет установки регулировочных шайб. Для этого оденьте планку и зафиксируйте ее гайками.

Далее подводим рычаг механизма к необходимому клапану и направляем его между кулачком и толкателем распредвала, а теперь утапливаем до самого конца и прижимаем для снятия регулировочной шайбы.

И когда он будет максимально прижат вниз, надо вставить фиксатор между толкателем и распределительным валом.

Вырез на толкателе обязательно должен быть направлен к вам, чтобы вы могли удобно вынуть шайбу. Для этого надо использовать длинногубцы.

Затем смотрим на ее размер, указанный на задней стороне:

Далее считаем исходя из зазора и толщины шайбы, какая должна быть толщина новой шайбы, чтобы можно было добиться оптимального зазора.
Можно вставлять шайбу на свое место и осуществлять регулировку дальше. Когда 4 клапана готовы, вы можете повернуть коленчатый вал и провести аналогичную процедуру с другими 4, 6, 7 и 8.
Теперь вы знаете порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2109.

Регулировка клапанов Ваз 2109

На Ваз 2109 регулировка клапанов ГБЦ выполняется на холодном двигателе при температуре 15°С-20°С между кулачком распределительного вала и регулировочной шайбой толкателя клапана. Правильный зазор для впускного клапана составляет (0,2+0,05) мм, для выпускного — (0,35+0,05) мм. и регулируются подбором толщины регулировочных шайб.

Считая от привода распределительного вала, первый, четвертый, пятый и восьмой клапаны – выпускные; второй, третий, шестой и седьмой – впускные.

Снимите со шпилек корпус фильтра и шланг забора теплого воздуха от патрубка. Отсоедините шланг от корпуса фильтра, предварительно ослабив затяжку хомута

Отсоедините от шланга пластмассовый держатель, ослабьте затяжку хомута и снимите шланг с патрубка на крышке клапанов

Отверните гайку и снимите кронштейн троса привода акселератора, оставив его висеть на тросе. Отверните две колпачковые гайки

Снимите клапанную крышку

Удалите масло из верхней части головки блока вокруг толкателей клапанов. Установите приспособление для утапливания толкателей на шпильки крепления крышки клапанов и закрепите его гайками

Отверните три болта и снимите переднюю крышку привода распределительного вала

Установите поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку — такта сжатия. Для этого поверните коленчатый вал так, чтобы метка на шкиве распределительного вала совпала с меткой (усиком) на задней крышке привода распределительного вала. Затем поверните коленчатый вал еще на 40-50°. При этом кулачки распределительного вала повернутся от толкателей. Для легкости вращения газораспределительного механизма заранее выкрутите свечи зажигания

Измерьте набором щупов зазоры у первого, второго, третьего и пятого клапанов

Если зазор какого-либо клапана отличается от правильного впускного клапана составляет (0,2+0,05) мм, для выпускного — (0,35+0,05) мм, утопите толкатель этого клапана, нажав на ручку приспособления

Удерживая толкатель в утопленном положении, установите фиксатор

Отведите приспособление для утапливания от толкателя и выньте регулировочную шайбу, подцепив ее тонкой отверткой

Запишите толщину регулировочной шайбы, которая нанесена на одной стороне. Если толщина шайбы не видна, измерьте ее микрометром

Установите в толкатель новую шайбу необходимой толщины. Шайбу установите надписью вниз к толкателю. Утопите толкатель приспособлением и уберите фиксатор

Для проверки измерьте щупом зазор: если он отличается от правильного, повторите регулировку

Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и отрегулируйте зазоры четвертого, шестого, седьмого и восьмого клапанов в таком же порядке. Затем залейте масло в верхнюю часть головки блока. Поверните коленчатый вал на один оборот (360°) и отрегулируйте зазоры четвертого, шестого, седьмого и восьмого клапанов в таком же порядке. Затем залейте масло в верхнюю часть головки блока

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector